Запишись на обучение
Новости автошколы

Водительское удостоверение и Автошколы в разных странах мира

  • Водительское удостоверение и Автошколы в разных странах мира
  • 05 февраля 2016 — 13:53

    Как правило, почти все более или менее знакомы с системой обучения водителей у нас, в Беларуси. А как там у них, за рубежом? Давайте рассмотрим такие страны как Норвегия, Швеция, Германия и США.

    Норвегия

    В Норвегии около 600 автошкол. Почти как в Беларуси (у нас около 550). Примерно 500 из них входят в национальную Ассоциацию автошкол (ATL). Все автошколы частные и имеют в среднем от 1 до 4 преподавателей, которые преподают как теоретические дисциплины, так и обучают вождению.

    Лицензирование автошкол, а также контроль над их деятельностью осуществляют региональные отделения Администрации общественных дорог - структурного подразделения Министерства транспорта и связи Норвегии. Лицензия автошколы бессрочна, но может быть отозвана при выявлении нарушений в деятельности.
    Законодательством предусмотрено обязательное обучение преподавателей автошкол, которое уже около 40 лет осуществляет ATL. Продолжительность обучения - 2 года. В настоящее время в норвежских автошколах работает около 1400 дипломированных преподавателей.

    В Норвегии обучение может осуществляться как в автошколе, так и самостоятельно, под руководством водителя в возрасте не менее 25 лет, имеющего водительское удостоверение соответствующей категории в течение, как минимум, 5 лет. В этом случае транспортное средство должно быть оборудовано дополнительным зеркалом заднего вида для обучающего и соответствующим опознавательным знаком.

    В норвежском законодательстве сформулированы цели, которые необходимо достичь в результате обучения, однако продолжительность подготовки, равно как и конкретные методы ее осуществления, автошкола вправе устанавливать самостоятельно в рамках оговоренных законом целей и задач. В среднем, подготовка водителя транспортного средства категории "В" длится 2-3 месяца. В настоящее время в TOI (Национальный институт экономики транспорта) ведется работа по совершенствованию системы допуска водителей к участию в дорожном движении. В частности, при разработке программных требований используется "GDE-матрица", представляющая собой структурную схему целей и содержания процесса обучения водителей и рекомендованная для использования в странах Евросоюза. Внедряется модульная система подготовки водителей, которая заключается в разделении требуемых знаний и навыков на общие и специальные, объём которых определяется в зависимости от конкретной категории транспортных средств.

    Прием экзаменов в Норвегии осуществляют 80 экзаменационных центров, входящих в структуру Администрации общественных дорог (подразделение Минтранса). В них работают около 300 экзаменаторов, прошедших 2-хлетний курс специальной подготовки на профильном отделении национального университета.

    При населении примерно 5 млн. человек, ежегодно подготовку проходят около 50 тысяч водителей, из них 80% получают водительские удостоверения. Учитывая, что экзаменационными центрами принимается 120 тысяч теоретических и 115 тысяч практических экзаменов в год, можно сделать вывод, что в среднем экзамен сдают успешно только со 2-3 попытки, а 20% кандидатов (10 тыс. человек в год) не могут его сдать вовсе.

    В Норвегии экзамен также состоит из теоретической и практической частей. Количество попыток сдачи экзаменов не ограничено, однако сбор, оплачиваемый кандидатом, достаточно высок. Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, действительна в течение 3 лет. После успешной сдачи теоретического экзамена кандидат допускается к сдаче практического экзамена, однако с учётом имеющейся очереди разрыв между теоретической и практической частями может достигать трех месяцев.

    Теоретический экзамен проводится с помощью автоматизированных комплексов по билетам. Билет состоит из 45 вопросов, на которые необходимо дать не менее 85% правильных ответов.

    Практический экзамен проводится в условиях реального дорожного движения. Транспортное средство, на котором сдается экзамен, предоставляется автошколой или экзаменационным центром и должно быть оборудовано дополнительными педалями привода тормоза и сцепления, а также двумя зеркалами, одно из которых должно обеспечивать экзаменатору обзор сзади транспортного средства, а второе - контролировать экзаменуемого. Экзаменатор должен находиться рядом с экзаменуемым. В процессе экзамена в транспортном средстве может присутствовать инструктор по вождению.

    Следует отметить, что маршрут движения доводится до кандидата непосредственно перед началом экзамена, а в процессе движения экзаменатор не вправе давать кандидату какие-либо указания. Поэтому на практическом экзамене, помимо навыков управления транспортным средством, проверяется умение кандидата ориентироваться в объектах дорожной инфраструктуры и следовать по заданному маршруту.

    Водительское удостоверение, выдаваемое в Норвегии, не являющейся членом Евросоюза, тем не менее, соответствует нормативным предписаниям ЕС в отношении образцов водительских удостоверений.


    Швеция

    В настоящее время на территории Швеции функционирует около 850 автошкол (в состав Шведской ассоциации автошкол входят примерно 630), большинство из которых частные. В основном в них работают не более 2-3 преподавателей, которые ведут как теоретические занятия, так и являются инструкторами по вождению.

    Национальная дорожная администрация, являющаяся структурным подразделением Министерства промышленности, экологии и связи (национального Минтранса), осуществляет лицензирование автошкол, а также контроль над их деятельностью. Срок действия лицензии автошколы не ограничен, однако в случае выявления низкого качества подготовки водителей, которое оценивается по количеству лиц, успешно сдавших экзамены на получение права на управление транспортными средствами, лицензия может быть отозвана.

    В соответствии со шведским законодательством допускается как самостоятельная подготовка (по всем категориям транспортных средств), так и обучение в специализированных организациях (автошколах). По оценкам специалистов VTI (Государственный исследовательский центр дорог и транспорта Швеции) около 85-90% будущих водителей выбирают комбинированную форму подготовки, посещая в автошколе занятия лишь по отдельным дисциплинам.

    В случае обучения вождению в порядке самоподготовки, к обучающему предъявляются особые требования. Он должен быть не моложе 24 лет, иметь водительское удостоверение соответствующей категории и стаж не менее 5 лет.
    Независимо от формы обучения законодательство предусматривает обязательные практические занятия продолжительностью 2-3 часа, проводимые на специально оборудованных автодромах. Для этого обучающимся предлагается выполнить несколько несложных упражнений в условиях гололеда (в весенне-летний сезон для этого используется бетонное покрытие, смоченное специальным составом). Целью данных занятий является не получение будущими водителями конкретных навыков управления автомобилем, а выработка у них так называемого "чувства риска" - ощущения, что автомобиль очень легко выходит из-под контроля.

    Так, в течение последних 10 лет во время обучения вождению в порядке самоподготовки произошло 436 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 22 человека. Кроме того, анализ статистических данных свидетельствует о том, что водители, прошедшие подготовку в автошколах, лучше сдают экзамены на получение права на управление транспортными средствами, в отличие от "самоподготовившихся".

    В Швеции обучение в автошколах осуществляется по программам, утверждаемым Национальной дорожной администрацией. В настоящее время VTI проводит исследования, направленные на совершенствование системы подготовки водителей. В основе работы так же, как и в Норвегии, лежит так называемая "GDE-матрица". Подготовка с «нуля» до получения прав в Швеции занимает примерно 8 месяцев, а если вы уже спокойно водите автомобиль, то примерно 2-3. Однако были случаи, когда человеку приходилось сдавать на права в течение 14 месяцев, а то и больше.

    В Швеции экзамен состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретический экзамен принимается по билетам с помощью автоматизированной компьютерной системы и состоит из 65 вопросов. Для получения положительной оценки в течение 50 минут необходимо ответить правильно не менее чем на 52 вопроса (80%).

    Количество попыток сдачи теоретического и практического экзаменов формально не ограничено, однако сумма, оплачиваемая кандидатом за проведение экзаменов, достаточно высока (теория 180 крон (примерно 324 тыс. беларуских рублей) (для сравнения, у нас - 54 тыс. руб.) и вождение 645 крон (примерно 1 млн 160 тыс. бел. руб) (у нас - 180 тыс. руб)). В большинстве случаев это стимулирует кандидатов к тому, чтобы в экзаменационное подразделение они обращались только после достижения достаточного уровня знаний, умений и навыков.

    Транспортное средство, на котором принимается экзамен, представляется автошколой или арендуется в специализированной организации и должно быть оборудовано дублирующими педалями управления подачей топлива, привода тормоза и сцепления, зеркалом заднего вида для экзаменатора, а также соответствующим опознавательным знаком. Во время экзамена в транспортном средстве находятся только экзаменуемый и экзаменатор. Практический экзамен проводится в условиях реального дорожного движения и длится 45 минут (на примере категории "В").

    Обучение и получение прав обходится в кругленькую сумму (1 шв. крона = 1 800 руб.):

    • тест на зрение - 50-150 крон,
    • разрешение на вождение - 220,
    • теория (экзамен) – 180 (за каждую пересдачу),
    • практика (экзамен) – 645 (за каждую пересдачу),
    • курс и сдача вождения по скользкой поверхности - 800-1600,
    • изготовление пластиковых прав – 120.

    Если вы берете напрокат машину для тренировок, или устанавливаете дополнительные зеркала заднего вида, то это также прибавит стоимость всего этого удовольствия сдать на права. Взять машину напрокат стоит от 300 до 1000 крон. Книги, диски с теоретическим курсом также будут вам стоить немало.
    Таким образом, из вышеперечисленного следует, что, если вы все выполняете самостоятельно (БЕЗ ОБУЧЕНИЯ В АВТОШКОЛЕ), то вам путь к получению прав обойдется в 3000 крон (5 400 тыс. бел.руб).

    Если же вы все-таки проходите все в автошколе, то возможны следующие расценки (они приблизительно одинаковые): например, в школе города Линчёпинга: вождение - 40 уроков - обойдется где-то 320-350 крон за урок. Каждый урок 40 минут. 800 крон за подготовку к теоретическому экзамену, 300 крон за учебник. Экзамен по вождению на скользкой поверхности - 1000 крон. Итого получается 15800 крон (более 28 млн. руб!!!), при том, что в Швеции - программа в 2 раза меньше беларусской! Т.Е. в Швеции получение прав обойдется вам в 7 раз дороже, чем в Беларуси, если Вы будете проходить обучение по равнозначной программе. В Стокгольме расценки еще выше. Вот такие дорогие права в Швеции.

    В Швеции в случае успешной сдачи экзамена кандидату в водители выдается временное водительское удостоверение, срок действия которого составляет 2 года. Если в течение этого времени начинающим водителем не было допущено грубых нарушений правил дорожного движения (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения), в том числе повлекших за собой возникновение дорожно-транспортного происшествия, временное водительское удостоверение будет заменено на постоянное. В противном случае водитель должен полностью пройти повторное обучение и еще раз сдать экзамены.


    Германия

    В Германии более 10 тыс. организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в водители. Но вместе с тем, 70% автошкол в Германии состоят всего из одного преподавателя - владельца, имеющего один учебный автомобиль. Самая большая немецкая автошкола, в которой работают около 100 преподавателей, находится в г. Мюнхене.

    В Германии лицензирование автошкол и контроль над их деятельностью осуществляют органы исполнительной власти Федеральных земель. Для этого в них созданы специальные подразделения, в том числе из представителей Министерства транспорта и других органов, например, Министерства внутренних дел (в Баварии).

    В Германии обязательным условием для открытия автошколы является наличие разрешения на обучение у преподавателя. Этот документ выдают после прохождения 5-месячного курса подготовки и 4,5-месячной стажировки, а также сдачи экзаменов (теоретических, в том числе по педагогике, и практических). Предусмотрено регулярное повышение квалификации, которое преподаватель должен проходить один раз в четыре года. Обучение осуществляется в одной из 60 профильных организаций. Кроме того, преподаватель должен быть не моложе 22 лет, иметь не менее чем двухгодичный стаж управления транспортным средством той категории, по которой он планирует обучать, а также иметь водительское удостоверение категорий "А", "ВЕ" и "СЕ" (или "DE" - для обучения вождению автобусов).

    Так, в Германии вообще не допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами.

    Как правило, средняя продолжительность обучения вождению водителей категории "В" составляет в крупных городах 40-50 часов, в небольших поселках - 25-30 часов.
    Программы подготовки предусматривают, в частности, обучение вождению транспортного средства на автомагистрали (продолжительностью 3 часа), на загородных дорогах (5 часов), в темное время суток (3 часа). Кроме того, практикуется так называемое "целевое обучение" - вождение в тех местах, где чаще совершаются дорожно-транспортные происшествия.

    Также предусмотрена вторая фаза обучения, которая может быть реализована после получения водительского удостоверения. Однако этот этап обучения является добровольным, вследствие чего проходят его лишь незначительное число водителей.
    Вместе с тем, принимаются меры по популяризации этого этапа обучения, в ходе которого начинающим водителям предлагают более глубокое изучение различных аспектов водительской деятельности.

    Во всех европейских странах экзаменационные организации либо являются непосредственными структурными подразделениями Минтранса, либо подконтрольны ему. И Германия здесь не стала исключением: TUV - одна из двух организаций, на которые законодательством ФРГ возложена функция по приёму экзаменов. Вторая организация - DEKRA - осуществляет свою деятельность преимущественно в восточной части Германии. Деятельность указанных организаций находится под контролем Министерства транспорта. Например, в Баварии функционируют 340 экзаменационных центров. Экзаменатор должен быть не моложе 24 лет, иметь высшее техническое образование и не менее 1,5 лет стажа работы по основной профессии, пройти специальное обучение в течение 6 месяцев в TUV и сдать экзамены в Министерстве транспорта, а также иметь право на управление всеми категориями и подкатегориями транспортных средств (в Германии их 16).

    В Германии порядок приема экзаменов разрабатывает специально созданная под эгидой Министерства транспорта рабочая группа в составе 20-25 специалистов в данной области.

    Экзамены состоят из двух частей. Теоретический экзамен принимается по экзаменационным билетам методом письменного опроса. Кандидату в водители транспортного средства категории "В" предлагается ответить на 30 вопросов, категорий "С", "D" или "Е" - на 72 вопроса. Каждый вопрос может содержать несколько правильных ответов. Количество штрафных баллов, начисляемых экзаменуемому, зависит от полноты ответа на вопросы. Для получения положительной оценки за теоретический экзамен необходимо набрать не более 10 штрафных баллов в 30 вопросах. Билеты переведены на 10 языков, в том числе на русский.

    Практический экзамен проводится в условиях реального дорожного движения. Экзамен принимается на транспортном средстве, предоставляемом автошколой. Для этого оно должно быть оборудовано дублирующими педалями газа, тормоза и сцепления, дополнительным зеркалом заднего вида, а также соответствующим опознавательным знаком. В процессе экзамена в транспортном средстве находятся экзаменуемый, инструктор по вождению (на месте, с которого осуществляется доступ к дублирующим педалям) и экзаменатор. В случае приема экзамена на транспортном средстве категории "А", экзаменатор следует за экзаменуемым на другом мотоцикле и подает команды с помощью радиосвязи.

    Ошибки, которые могут быть допущены кандидатом, делятся на 2 категории: грубые и негрубые. Если кандидатом допущена хотя бы одна грубая ошибка, экзамен прекращается и выставляется неудовлетворительная оценка.

    Продолжительность практического экзамена составляет на транспортном средстве категории "А" - 60 минут, категорий "В" и "ВЕ" - 45 минут, "С", "D", "СЕ" и "DЕ" - 75 минут.

    В Германии водительское удостоверение может быть выдано непосредственно после успешной сдачи экзамена. Однако для своевременного получения удостоверения не ранее чем за 6-8 недель до экзамена кандидат в водители должен заполнить соответствующее заявление и предоставить необходимые сведения.

    Как и в Швеции, водительское удостоверение, выдаваемое кандидату впервые, имеет ограниченный срок действия. Если в течение двух лет им не было совершено серьезных нарушений правил дорожного движения, временное удостоверение будет заменено на постоянное. Если такие нарушения были, снова выдается временное удостоверение на 2 года, в течение которых необходимо посетить специальный семинар, посвященный пропаганде безопасности дорожного движения.

    За нарушения правил дорожного движения взимаются не только штрафы (в основном в пределах от 40 до 1000 евро), но и начисляются штрафные баллы. При наборе водителем 18 штрафных баллов водительское удостоверение изымается. Через 2 года после допущенного нарушения, начисленные за него баллы "списываются". В то же время у нарушителей имеется возможность досрочно сократить количество набранных баллов (не более чем на 4 балла). Для этого не чаще одного раза в 4 года можно посетить упомянутый выше семинар.

    Такая система не только позволяет выделить водителей, склонных к систематическому нарушению правил дорожного движения, но и обеспечить регулярное обновление знаний о законодательстве в области дорожного движения. Таким образом, подобные семинары можно рассматривать в качестве элемента дополнительной подготовки водителей транспортных средств.


    США

    Составить общий обзор по автошколам в США довольно тяжело, так как законодательство существенно отличается от штата к штату. Так, например, в Нью-Йорке чтобы получить права, обязательно нужно пройти курсы по обучению вождению, в Вашингтоне обучение обязательно только для лиц моложе 18 лет, в ряде штатов на обязательное обучение отправляют водителей систематически нарушающих ПДД. В связи с этим автошкол в США немного, так как массовое обязательное обучение в них в целом не предусмотрено.

    Часть из них объединена в различные ассоциации, например, DSAA (The Driving School Association of the Americas). Автошколы подлежат обязательному лицензированию. Занимается этим та же организация, что и выдает в дальнейшем права – DMV (Department of Motor Vehicles) или DOT (Department Of Transportation).

    Средняя цена в автошколах за 1 час занятий с инструктором - порядка 60 долларов. 10 часов упражнений предлагают со скидкой - за 550 долларов. Обязательных норм времени, которое необходимо провести за рулем, в столице США нет - как только курсант почувствует себя уверенно за рулем, он для получения настоящих прав может попытаться пройти дорожный тест в Департаменте транспортных средств.

    Экзамен разделен на два этапа: теория и практика (вождение). В начале надо сдать письменный экзамен в местном DMV, для этого надо выучить правила дорожного движения конкретного штата (в каждом штате правила немного отличаются, нужные правила можно скачать на сайте DMV конкретного штата), записаться на экзамен и сдать его. Количество вопросов и допускаемых ошибок варьирует в зависимости от штата. Проверяют тест прямо на месте. В случае успешной сдачи теории, надо пройти тест на зрение, заполнить анкету и в течении недели по почте придет Learner Permit - права, но еще не совсем настоящие.

    Такое водительское удостоверение выдается ученику для того, чтобы он мог самостоятельно подготовиться к практическому экзамену. Такие «права» в Америке имеют ряд ограничений. Например, может быть запрещена перевозка пассажиров, вождение без присмотра лица имеющего «полноценные» права, вождение в ночное время и т.п. Эти ограничения, естественно разные в разных штатах.

    Когда кандидат считает себя готовым сдавать вождение (в некоторых штатах не ранее чем через определенное время), то может записываться на экзамен в DMV на любое удобное время. Тест несложен для того, кто имеет опыт вождения.

    Сдача проходит в присутствии инспектора, который говорит куда ехать попутно отмечая ваши ошибки. В обязательную программy обычно входит как разворот, так и параллельная парковка, причем надо сделать ее правильно с первого раза и как можно ближе к бордюру, если машина далеко, маневр не засчитывается, если машина задела бордюр, то маневр тоже не засчитывается. Попутно инспектор следит не смотрит ли вы в зеркала (параллельную парковку по идее надо делать смотря только назад и вперед) ну и на все остальные возможные ошибки. По окончании экзамена, вам выдается талон со штрафными баллами, если больше 25, то экзамен провален, надо резервировать следующий. Если же сдан, то в течении недели-двух по почте приходят новые, уже настоящие права.


    Назад

В каком вы городе?

Гродно Брест